Правила поведения в храме
Об одежде и внешнем виде посещающих храм.
Храм - это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как,
собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к
Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием
своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания.
Строгая одежда ко многому обязывает.
Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без
рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах.
Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом.
Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках,
шортах, спортивной неопрятной одежде.
Как вести себя с нищими, расположившимися перед храмом
Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. "Думаешь
ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - писал святой Августин, - не будет накормлен
Христом?" Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и
ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.
Не следует искушать себя мыслью, что нищие "зарабатывают" не меньше нас, а иной раз и одеты
не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае - проявить
милосердие.
Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а
продукты: яблоко, печенье, хлеб и т.д.
О поведении в храме.
Приходить в храм следует за десять - пятнадцать минут до начала богослужения. Этого времени
обычно бывает достаточно, чтобы подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к
иконам.
Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают
крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя
крестным знамением с поклоном.
Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами:
Боже, милостив Буди мне, грешному. - Поклон.
Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя. Поклон.
Создавый мя Господи, прости мя. Поклон.
После этого подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и занимают удобное место,
стоя с благоговением и страхом Божиим.
По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины - в левой, оставляя
свободным проход от главных дверей к Царским вратам.
Кроме того, и по сей день можно наблюдать благочестивое правило, когда женщины пропускают
вперед мужчин во время Елеопомазания, Причащения, прикладывания к праздничной иконе и ко
Кресту. По окончании службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь.
Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией
Матери, святых ангелов и святых.
Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые
окружают нас в храме Божием.
Если вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того, чтобы, протискиваясь
сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните,
что более угодна другая жертва - "дух сокрушен", смиренное осознание своей греховности перед
Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.
По возможности, воздержитесь от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или
кощунственного поведения. Нарушающему нормы поведения замечания допустимо делать в
деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.
Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.
Во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии
Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Сидеть разрешается
только по особой немощи, болезни, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): "Лучше сидя
думать о Боге, нежели стоя -о ногах". Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув
ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и
особо важных местах Литургии нужно стоять.
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они
отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если
это не удается, следует выйти с ребенком из храма.
Нельзя входить в храм с животными и птицами.
Следует прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки.
Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками - правая поверх
левой.
Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться
спиной к алтарю.
Во время открытия Царских врат надо поклониться. Курящим запрещается курить даже на улице в
пределах церковной ограды.
Можно ли уходить из храма до окончания службы.
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет
приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?
Помните, что уходить с богослужения без крайней необходимости или из-за неотложных
обстоятельств - грех перед Богом. Особенно старайтесь не выходить из храма во время Литургии,
по крайней мере до пения "Отче наш...".
Завершением утреннего богослужения является выход священника с крестом. Такой момент
называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и руку
священника, держащую крест. Отойдя, нужно поклониться священнику.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились
благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует
нам расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас
присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда
посещать Его святой дом.
Цвета богослужебных облачении и их символика.
Богослужебные одежды священнослужителей имеют разные цвета, каждый из которых
символизирует духовное значение события, в честь которого совершается богослужение. Основные
цвета богослужебных облачений - белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый, черный.
Перед богослужением при облачении священнослужители читают особые, положенные уставом
молитвы, в которых и раскрывается символическое значение священных одежд.
В праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни памяти пророков, апостолов и
святителей цвет облачения - царский: золотой или желтый всех оттенков в связи с тем, что Христос
-Царь Славы, а Его служители имеют в Церкви полноту благодати высшей степени священства.
В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и
девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и
непорочность.
В праздники Креста Господня цвет облачений фиолетовый или темно-красный, символизирующий
крестный подвиг Спасителя.
В праздники и дни памяти святых мучеников принят темно-красный цвет облачений в знак того,
что пролитая за веру Христову кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.
В зеленых облачениях всех оттенков празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход
Господень в Иерусалим, так как зеленый цвет - символ жизни, ибо все, имеющее жизнь по воле
Отца и посредством Сына, оживотворяется Святым Духом. В зеленых облачениях совершаются и
богослужения в честь преподобных, подвижников и юродивых, так как их подвиг, умерщвляя
греховные начала человеческого естества, не умерщвляет при этом самого человека, а обновляет
всю его природу и ведет к жизни вечной.
Во время постов цвет облачений темный: темно-синий, фиолетовый, темно-красный, черный, В
черных одеждах обычно служат в будние дни Великого поста.
Погребения, как правило, совершают в белых облачениях, так как для христианина смерть является
лишь переходом в иной мир.
Белый цвет облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения),
Преображения и Вознесения Господня, так как символизирует собой Божественный Свет,
приходящий в мир и освящающий творение Божие.
Праздников праздник - Пасха Христова - начинается в белых облачениях в знак Божественного
света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. В некоторых храмах принято на пасхальной
утрене на каждой из восьми песен канона менять облачения, так что священник каждый раз
предстает в ризах иного цвета. Игра цветов очень соответствует этому "торжеству торжеств".
Пасхальная литургия, как все богослужения последующей Светлой седмицы, совершается в
красных облачениях, символизирующих победу "Солнца правды" - воскресшего Господа Иисуса
Христа.
Как правильно прикладываться к иконам.
Так как чествование, воздаваемое иконе, возводится к лицу, изображенному на ней, то целуя ее
(прикладываясь к ней), мы прикасаемся мысленно к этому лицу.
К иконам следует подходить не спеша, не теснясь. Произнесите мысленно молитву, дважды
перекреститесь с поясными поклонами и приложитесь к иконе в знак любви и почтения к
изображенному на ней. После чего в третий раз осените себя крестным знамением и поклонитесь.
В таком же порядке христиане должны подходить к любым святыням: иконам, Святому Евангелию,
Кресту, святым мощам.
Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать Его ноги; Божией Матери и святых - руку; к
иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя -
волосы. Не следует целовать лик на иконах.
На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать
икону полагается один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.
Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву:
"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую)".
Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву:
"Пресвятая Богородице, спаси нас".
Или следующую:
"Царице моя Преблагая, нодеждо моя Богородице, приятелище сирых и странным
Предстательнице, скоркящим рлдосте, обидимым Покровительнице, зриши мою беду, зриши мою
скорбь. Помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко
волиши; яко не имам иные помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия
утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь".
Перед честным Животворящим Крестом Христовым читают сле дующую молитву:
"Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".
Перед иконой святого :
"Святый угодниче Божий Николае (или великомученице и целителю Пантелеймоне, благоверный
княже Александре и т.д.), моли Бога о мне грешном (грешной), да простит мне Господь вся
прегрешения моя и святыми твоими молитвами СПОДОБИТ достимь Царствия Невесного"