Да не приимеши слуха суетна, да не приложишися с неправедным быти свидетель неправеден. Исход XXIII, 1 Суеверие — предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещения будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил. Суеверие, или суетная вера,– вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан. Православная Церковь учит нас, когда мы вспоминаем о смерти, не думать о ней однозначно – либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии и Евангелиях, более сложный. В смерти есть трагедия, смерть чудовищна, смерти не должно быть. Смерть– следствие нашей потери Бога. Однако в смерти есть и другая сторона: как ни тесны ее врата, это единственная надежда избежать порочного круга бесконечности в удаленности от Бога. Смерть не конец, смерть– начало. Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земли. Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по- христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть,– человек призван к вечной жизни. Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога, поэтому смерть как таковая– трагедия. С другой стороны, она– освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар…. Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне… Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности. Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены выше. Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Например, существует не православный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном – тоже нецерковная традиция. У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом. Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб. Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно. Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание: - класть в гроб деньги, вещи и продукты; - класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего; - считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба; - верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет; - считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь; - на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб; - сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня; - лить водку в могильный холм; - произносить: «Да будет тебе земля пухом»; - верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы; - верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком; - верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет; - верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня; - верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого; - верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.  КРЕМАЦИЯ Кремация – особая тема. Сейчас в обществе активно обсуждается этот, нетрадиционный для православия, обычай сжигать (кремировать) тела умерших. Вокруг него тоже множество домыслов и суеверий. Этот новый для России обычай, который становится популярен из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока. Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме – нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру. Православная Церковь дозволяет кремацию только при обстоятельствах непреодолимой силы – отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить. Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной). На сей счет еще во втором веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся… никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В книге монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти» читаем: «Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверями. Элементы, услышав глас Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое; соберутся точно таким же образом, как услышали глас Сына Божия рыбы и немедленно собрались в сети, святыми апостолами по повелению Иисуса Христа в море опущенные. Сие есть великая тайна». Следует заметить при этом, что кремация, с точки зрения Православной Церкви,– действие не назидательное; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения. ЗАОЧНОЕ ОТПЕВАНИЕ В последнее время сложилось множество суеверий вокруг чина заочного отпевания. Этот вопрос заслуживает особого внимания. В связи с этим нужно пояснить нижеследующее. Практика совершать отпевание «заочно» может быть оправдана только в том случае, когда доставить усопшего в храм Божий не представляется возможным.  Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).  Сейчас это явление стало распространенным: во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании. Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и в особых случаях совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным. Заочное отпевание нужно заказать в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего. Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву – в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно  от головы к ногам и от правого плеча к левому. Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то венчик и молитву сжигают, а землю рассыпают на любой могиле, на которой установлен православный крест. Отпевание, как и Крещение, совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить, был человек отпет или не был, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше. Верить в предрассудки– значит быть в конфронтации с Церковью.  Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.  Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения. Во время похорон единственным руководством, которое вас может защитить от откровенного колдовства и наведения порчи, может служить только благословение священника. В заключение надо сказать, что всякий христианин, имеющий хоть капельку мужества и гражданской ответственности, просто обязан помочь единоверцу или человеку, почти готовому ступить на Церковный путь спасения во Христе, в правильном понимании Божественных истин. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души православного христианина. Православие — дословно с греч. "правильное мышление", "правильное учение". Здесь приведён список суеверий, следовать которым не нужно ни в коем случае: ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ В високосный год надо крёстных выбирать только из родственников. (Выбирать надо из людей верующих, и посещающих храм, чтобы те наставляли крестника(- цу) в вере – это самое важное, в ЛЮБОЕ время.) Во время Таинства Крещения присутствующие иногда внимательно смотрят на купель, желая узнать, не потонул ли брошенный в купель воск с волосами. Если воск упадет на дно, предсказывается ими краткая жизнь ребенка (Жизнь человека зависит от Господа Бога Единого, который знает сколько тебе дней назначено жить на земле (Пс. 138:16)) Если младенец во время крещение сжимается, плачет или чихает - будет жить, если молчит и вытягивается - умрет. (Читаем выше тоже, что и про воск.) Подруга родила ребёнка и 40 дней не будет его никому показывать, кроме родственников и будущей крёстной: боится, что сглазят. Я бы ещё поняла, если б она боялась, что на ребёнка всякой инфекцией надышат, а она считает, что все, кроме родственников и будущей крёстной, могут сглазить. (Инфекция для человека разумного и верующего куда более важный фактор, в связи с которым он может не пускать к ребёнку.) Нельзя крестным (а может и не только им) в день Крестин подавать милостыню, а то судьбу (по другой версии - жизнь) крещающегося можно отдать вместе с деньгами в руки того, кому подаешь. (Милостыня – это проявление твоей любви и сочувствия к беде и проблеме нуждающегося, ближнего, сделав, выполнишь заповедь, на деле покажешь свою веру, и только приобретёшь.) Тот крестик, который был при крещении, лучше не носить - чтобы не терять (плохая примета). (Носите любой освящённый крестик.) Девушке нельзя быть крестной девочек - замуж не выйдет. (Опять, во-первых, вера крёстного, если девушка может наставить, то богоугодное дело сделает, а Бог неужели по Любви своей не сделает блага ей, в браке в том числе.) Если твой небесный покровитель причислен к лику святых в сонме мучеников, то и ты будешь на земле мучиться. (Всем нам приходится испытывать разного рода скорби, во-первых, потому что сами мы грешим, и последствия производят скорби (наказания), ведь Бог справедлив, а, во-вторых, испытывая скорби, мы должны вытерпеть их, с молитвою, с надеждою на Бога, что он Избавитель наш.) Если на человека наведена порча, или сглаз, то его надо заново окрестить в Церкви. Причём при крещении ему надо поменять имя, и чтобы это имя было в тайне, чтобы никто не смог больше навести порчу. ("Выяснить", что была наведена порча может только колдун какой-нибудь, а если человек заболел, ему плохо, не идут дела, то нужно вспомнить, каялся ли в грехах своих Богу, молился ли? Перекрещивать не нужно, просто нужно понять смысл Крещения, что происходит в этот момент.) В образе умерщвления, представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда, не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла. (Григорий Нисский) «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4) ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ Человек посещает Таинства Исповеди (Покаяния) с целью магического разрешения проблем. (Покаяние — это не просто перечисление грехов перед священником, это раскаяние в совершенном, это изменение образа мышления и, как следствие, образа жизни. Те, кто толкуют покаяние как некий магический акт по снятию грехов, обманывают самих себя.) Если батюшка порвет бумажку с грехами - то грехи простятся. (Грехи прощает Бог.) Надо смотреть, кладет ли батюшка свою руку поверх епитрахили на голову исповедующегося или не кладет? Так можно узнать, прощены тебе твои грехи или нет, а священник "настоящий" или нет. (Тяжело смотреть на священника, который кладёт руку на твою голову, да ещё и через епитрахиль. Грех прощается, если ты искренне сожалеешь о нём и желаешь не повторять его более.) СУЕВЕРИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ХРАМОМ, ИКОНАМИ, БОГОСЛУЖЕНИЕМ Кадило при необходимости может держать только вдова. (При необходимости его может держать, кто угодно.) Когда диакон или священник кадит народ необходимо сложить ладошки в лодочку, чтобы зачерпнуть с благовонным дымом благодати. Потом эту "благодать" растирать от лица по всему телу.  (Понимаю ещё елей растирают на соборовании, ну а тут. Дым достаточно "тяжело" растирать.) В церковный двор можно заходить только через центральные ворота, и ни в коем случае не через заднюю калитку с другой стороны храма. (Самое важное чтобы ты заходил.) Некоторые считают, что если постоять под куполом храма, то можно «зарядиться» энергией. (А что делать, если купола нет? Есть ведь приходы, у которых и особо храмов нет, куполов. А вообще храм место общения с Богом, место молитвы.) Если изображён череп в основании креста, то ребенок, которому надели такой крест, будет всю жизнь несчастен. Если черепа нет – будет счастлив. (Частый вопрос, не только для детей. Череп и кости в основании православного креста – это нормальное явление, ведь Господь смертью победил смерть, и это торжество Его победы над смертью. Также по Преданию, место, где был поставлен крест находилось на древнем месте захоронении Адама.) На «Херувимской» некоторые стоят, плотно прижав ноги друг к другу, «чтобы бес не прошел». (Сам о таком не слышал, но охотно верю, что и такая глупость есть.) На ектенье об оглашаемых после слов "оглашенные, главы ваши Господеви преклоните" главу обязательно преклонить. (Но это, скорее, не суеверие, а просто безграмотность, ведь чаще всего воцерковлённые люди –это уже верные, а не оглашенные.) Церкви при кладбищах нехороши — из-за того что там постоянно отпевают, в них плохая энергетика. (Любая церковь, храм есть место, где обитает сам Бог, место освящённое и отделённое для Господа.) Неправильное почитание икон. (Какая икона лучше: Казанская или Владимирская?) О силе икон. Говорят: "Эта икона сильная, её надо обязательно иметь в доме". Или: "Эта икона сжигает отрицательную энергию". "Надо обязательно повесить над входом "Семистрельную", она защищает". "Нерушимая стена оберегает дом от воров". "Я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены, а с ней ещё хуже стало". Каждому знаку Зодиака соответствует определенная икона. "Я Козерог, значит, какая икона моя?" (Православный христианин не пользуется гороскопом, почему-то так навязываемым нам через СМИ, потому что у него нас Всемогущий Бог, Который отдал ему всё, включая Жизнь. И отлично сказано в Библии, что мы умираем для стихий мира (Кол. 2:20), т.е. мы не управляемся никаким огненным или воздушным и т.д. знаками, можно сказать, что я родился в момент, когда было созвездие Рака, но это не значит, что я стал Раком или Козерогом. Каждый из нас Образ Божий.) В народе существуют поверья о "намоленных" иконах, местах или предметах. Так называемые "намоленные" предметы обладают мистической силой сами по себе. Авторы подобных утверждений забывают о том, что, например, не все люди исцеляются прикладываясь к чудотворным иконам. Молитва "Отче наш", и Крестное Знамение обладают, как и колокольный звон – бактерицидными свойствами (Как реклама мыла Safeguard, прости Господи.) Темнеет нательный крест - к несчастью. (Всякое суеверие становится центром внимания для человека, и порождает часто страх, и замешательство. Бояться же нам надо одного Бога и ничего, и никого больше. И выходит, что на место Творца Вселенной мы ставим какой-то крестик, думаю, что он управляет какими-то обстоятельствами. Бог - Творец всех обстоятельств.) Убедительная просьба не повторять этого в храмах! Изложенное выше - плод человеческого незнания, безграмотности в церковной жизни, лености в её изучении.